Оказание услуг: отражение в бухгалтерском учете

Бухгалтерский учет в сфере услуг основывается на требованиях Гражданского и Налогового Кодексов РФ, а также на условиях договора.

Понятие услуги

Существуют разные варианты описания того, что такое услуга:

  1. Называется деятельность, не созидающая самостоятельного продукта, овеществленного объекта или материальных ценностей.
  2. Ряд действий, которые являются инструментами для производства ценности, они могут создать ценность, но сами не являются самостоятельной ценностью.

Мы воспользуемся понятием, которое дается в Налоговом Кодексе РФ: деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности (часть 1, глава 7, ст. 38, п. 5).

Правовые основы возмездного оказания услуг

Правовые основы оказания услуг базируются на заключенном договоре.  В новой редакции ГК РФ договору возмездного оказания услуг посвящена отдельная глава 39. Она регулирует взаимоотношения по тем услугам, чей результат не имеет материального выражения (связь, информационные, медицинские, аудиторские, ветеринарные, консультационные, по обучению), за исключением попадающих под действие глав 37-38, 40-41, 44-47, 51,53.

В общем случае, по договору заказчик обязуется оплатить, а исполнитель по заданию заказчика должен выполнить свои обязательства. Некоторые же виды деятельности в сфере обслуживания основываются на специальных нормативных актах. Например, в образовательной отрасли или в охранной деятельности.

Акт оказанных услуг

Акт оказанных услуг  служит приложением к договору. Является подтверждением факта реализации, то есть выполнения обязанностей исполнителя в соответствии с договором. Обеспечивает отсутствие претензий к результату выполненной работы со стороны заказчика в будущем. Однако, при наличии разногласий,  акт можно использовать как основание для подачи в суд, для исчисления сроков давности.

Акт относится к бухгалтерским первичным документам. На его основании формируют проводки по списанию на затраты сумм  расходов по оказанной услуге. Так как акт — это приложение к договору, то отсутствие договора на момент проверки налоговыми органами, позволит им снять часть расходов из состава затрат, за исключением ситуации, когда работа выполнялась в момент совершения сделки.

Бланк документа  не имеет унифицированной формы. Он составляется в соответствии с потребностям сторон соглашения. Как первичный документ бухгалтерского учета он должен содержать следующие обязательные реквизиты:

  • наименование документа;
  • номер, дата и место составления акта;
  • наименование услуги, номер договора, на основании которого она предоставляется;
  • стоимость, период или срок оказания работ;
  • реквизиты и подписи исполнителя и заказчика, скрепленных печатями.

Отражение реализации услуг в бухгалтерском учете

Бухгалтерский учет у предприятий, задействованных  в сфере обслуживания во многом похож на производство, хотя зачастую ошибочно считается простым.
Их деятельность, характеризует ряд особенностей:

  •  относятся к малому и среднему бизнесу;
  • часто используют различные системы налогообложения;
  •  имеют значительный уровень издержек;
  •  короткий производственный цикл для сферы услуг позволяет работать без незавершенного производства.

Рассмотрим бухгалтерские проводки по реализации услуг. Здесь всё достаточно просто, ведь основную сложность представляет формирование фактической себестоимости, а не отражение реализации. Учет реализации происходит в разрезе номенклатуры оказываемых услуг.

Естественно, что прежде чем отражать проводки в учете, необходимо получить документы, для подтверждения произведенных операций.

Типовые бухгалтерские проводки по услугам

ДебетКредит
Проводки у заказчика
Отражены расчеты с исполнителем6051
Учтены в расходах  полученные услуги44, 20, 23, 25, 2660
Выделен входящий НДС1960
Проводки у исполнителя
Отражена реализация6290-1
Списана фактическая себестоимость90-220, 23, 25, 26, 44
Начислен НДС с реализации90-368
Поступление оплаты от покупателя (заказчика)5162

Конечно, учет на каждом конкретном предприятии будет иметь значительно больше своих особенностей, ведь отрасль сферы обслуживания достаточно широкая и охватить всё многообразие в одной статье сложно.
Поэтому дальнейшую специфику учета целесообразно рассматривать исходя из принадлежности к конкретной отрасли каждого предприятия.

Видео

Если вам понравилась статья, то я буду очень рада комментариям и обратной связи.
Если хотите получать свежую информацию по бухгалтерии и особенностям ведения бизнеса с позиции налогов, то рекомендую подписаться на блог.

    Хочу подписаться на статьи от шеф-бухгалтера
    Оставь свою электронную почту и регулярно получай свежую и полезную информацию о бухгалтерии и налогах